Опасный реванш
"Экспресс К" № 350 (16736) от 12.06.2009
http://www.express-k.kz
Гульжан АСАНОВА, Тараз
К двум годам лишения свободы приговорил суд N2 города Тараза Сарыбая Танабаева, признав его виновным в действиях, направленных на разжигание религиозной розни. Мера наказания - условная, с испытательным сроком в один год.
Напомню, об этом уголовном деле наша газета рассказала в материале "Творцовый переворот" ("ЭК", NN 250 от 17.01.2009). Проповедник миссии "Грейс" критиковал во время публичной проповеди в Таразе основы ислама, настаивая при этом на превосходстве христианства. Как выяснилось, выступление в евангельской христианской церкви "Голгофа" было далеко не единственным. Бывший имам с двадцатилетним стажем служения в мечетях Южного Казахстана 67-летний пенсионер внушал те же идеи прихожанам в Караганде.
В суде Танабаев вину свою не признал, хотя в период следствия не отказывался от содержания своих проповедей, утверждая, что он "лишь выразил свое мнение". Но можно ли говорить об ущемлении его права на свободу мнений и суждений, гарантированного Конституцией Казахстана?
Из заключения судебной психолого-филологической экспертизы, проведенной в Алматинской центральной лаборатории судебной экспертизы Минюста, следует: в тексте выступления проповедника имелись признаки религиозной нетерпимости, а именно негативные оценки представителей ислама. Специалисты пришли к выводу, что проповедь направлена на то, чтобы вызвать у слушателей критическое отношение к мусульманам и сформировать мнение о превосходстве христианства.
Не исключено, что эти идеи, облеченные в красивые витиеватые фразы, вполне адекватно были восприняты аудиторией. Ведь, по словам пастора церкви "Голгофа" Кима, свидетельствовавшего на суде, у Танабаева "есть дарование проповедовать о Библии". Об особом даре убеждения, которым обладает подсудимый, рассказал и свидетель Толенбаев, когда-то работавший вместе с ним в школе.
- Танабаева сняли с должности директора школы за аморальное поведение, - сообщил он в показаниях. - В Шымкенте он получил религиозные знания, а после стал даже имамом в селе. Но его толкования Корана вызывали замечания и нарекания у верующих и имамов района и области.
Согласия в этом споре стороны так и не достигли. Мятежный служитель покинул мечеть и стал проповедовать христианство, да так, что это вызывало недовольство у слушателей, задевало религиозные чувства мусульман. Судя по всему, оратор, так и не сумевший справиться с личными обидами и амбициями, решил взять реванш среди другой паствы. И так увлекся, что переступил границы дозволенного не только в вопросах этики, но и в нормах закона.